Энциклопедия лекарств
и товаров
аптечного ассортимента


Информация для медицинских специалистов

Грейпфрут в сочетании с лекарственными средствами может вызвать развитие серьезных осложнений

29.09.2010

Федеральный центр мониторинга безопасности лекарственных средств обращает внимание пациентов и специалистов в области здравоохранения на необходимость соблюдения осторожности при совместном применении лекарственных средств (ЛС) и сока грейпфрута.

В случае употребления некоторых ЛС совместно с грейпфрутом или грейпфрутовым соком (свежим или замороженным) возможно развитие серьезных, в том числе жизнеугрожающих, неблагоприятных побочных реакций (НПР).

НПР наиболее часто наблюдались при одновременном применении грейпфрутового сока с некоторыми ЛС и средствами растительного происхождения, назначенными для лечения следующих патологий:

Грейпфрутовый сок содержит в своем составе химические вещества, влияющие на метаболизм ЛС в организме человека, что приводит к увеличению или значительно реже — снижению концентрации препаратов в сыворотке крови и развитию НПР. Эффекты и сила взаимодействия зависят от лекарственного средства, а также способа приготовления сока.

Горькие апельсины или их сок и цитрус танжело могут оказывать сходное с грейпфрутовым соком действие.

Считается, что другие цитрусовые, такие как лимоны, лаймы, цитроны, натуральные сладкие апельсины и мандарины, не обладают данным эффектом.

Для минимизации риска развития неблагоприятного взаимодействия ЛС и грейпфрутового сока рекомендуется:

  • врачам информировать пациентов о риске, связанном с совместным применением  грейпфрутового сока и ЛС;
  • пациентам избегать одновременного приема любого ЛС совместно с грейпфрутовым соком, продуктами, содержащими грейпфрут и его производные, или горькими апельсинами;
  • внимательно читать маркировку на упаковке пищевых продуктов, а также средств растительного происхождения с целью уточнения компонентов, входящих в их состав (наличие грейпфрута, грейпфрутового сока, горького апельсина);
  • информировать специалистов в области здравоохранения о любых НПР, появившихся на фоне совместного приема ЛС и вышеназванных продуктов.

 

Источник информации:

www.regmed.ru