Содержание
Исследование 2024 года, опубликованное в Journal of Education and Health Promotion, описывает феномен, названный «виртуальным аутизмом» – появление у детей поведенческих признаков, схожих с расстройствами аутистического спектра (РАС), из-за чрезмерного и раннего использования гаджетов.
РАС – это группа неврологических нарушений развития, характеризующихся трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и повторяющемся поведении. Эти состояния часто имеют генетическую природу. Авторы исследования вводят термин «виртуальный аутизм», отличающийся по сути от расстройств аутистического спектра.
Что происходит при чрезмерном использовании гаджетов?
По данным авторов, длительное пребывание перед экраном малышей может привести к:
- снижению социального взаимодействия и зрительного контакта,
- задержке речи и невербальной коммуникации (жесты, мимика),
- ограниченным интересам и повторяющемуся поведению,
- снижению двигательной активности и внимания.
Чем отличается «виртуальный аутизм» от РАС?
- РАС – расстройства с преимущественно генетической природой.
- «Виртуальный аутизм» – приобретенное состояние, вызванное цифровой средой.
- При снижении экранного времени и активном общении с родителями симптомы могут быть обратимы.
Почему это важно?
Ранний возраст (0-3 года) – критический период формирования нейронных связей и развития мозга. Если экран заменяет живое взаимодействие, формируются устойчивые дефициты в общении и внимании.
Как действовать родителям?
- Ограничить экранное время у малышей до 2 лет (по возможности исключить вовсе).
- Поощрять живые игры, общение, движение.
- Не использовать гаджеты как «няню» и для успокоения ребенка.
- При первых тревожных признаках обращаться к специалистам.
Источник
- Garg R. K. et al. Virtual autism among children: A leading hazard of gadget exposure and preventive measures //Journal of Education and Health Promotion. – 2024. – Т. 13. – №. 1. – С. 76.
Болезни в статье: