Один из самых узнаваемых образов великого французского ученого – портрет Луи Пастера, написанный финско-шведским художником Альбертом Эдельфельтом в 1885 году. На картине Пастер запечатлен в своей лаборатории на улице д’Ульм, среди стеклянных колб и приборов, символизирующих становление бактериологии – науки, которую он помог основать.
Вместо парадного образа с орденами, Эдельфельт изобразил Пастера погруженным в работу, создавая так называемый «экологический портрет», где фигура ученого показана в естественной профессиональной среде. Подобный жанр – «экологический портрет», показывающий человека в его профессиональной среде, – снова стал популярным во Франции в 1880-х годах.
Художник признавался, что Пастер оказался непростой моделью. Тем не менее, результат ему понравился – особенно точность деталей. Сам Пастер попросил заменить на картине один из лабораторных флаконов на стакан с консервированным образцом собачьего спинного мозга – отсылку к его работе над вакциной против бешенства.
Картина была высоко оценена не только самим Пастером, но и научным сообществом. В ней удалось зафиксировать не только внешнее сходство, но и дух эпохи, когда наука стремительно изменяла представления о здоровье и болезнях. Пастер в этот период уже добился признания как автор теории микробов, создатель вакцины против сибирской язвы и инициатор асептических методов в хирургии. Образ на полотне выражает напряженность научного поиска и сосредоточенность человека, посвятившего жизнь борьбе с инфекциями.
Сегодня полотно хранится в Музее д’Орсэ в Париже и считается символом эпохи научного прогресса. Этот портрет стал каноническим образом ученого-исследователя, его воспроизводили в печатных изданиях, а также использовали для обложки первой критической биографии великого химика.