Картина «Опистотонус» шотландского художника, анатома и физиолога сэра Чарльза Белла (1774-1842) – не только медицинская иллюстрация, но и выразительное произведение искусства, объединяющее науку и живопись. Будучи профессором анатомии и хирургии в Эдинбургском и Лондонском университетах, Белл сочетал медицинские исследования с художественной практикой, создавая анатомические атласы и зарисовки патологических состояний.
Картина «Опистотонус», созданная в начале 1820-х годов, относится к серии его работ, посвященных изучению нервной системы и мышечных спазмов. Но вместо сухой иллюстрации редкого симптома он создал драматичный, почти готический образ – тело как скульптура страдания.
Опистотонус (от греч. opistho – «назад» и tonos – «напряжение») – крайняя степень переразгибания позвоночника, наблюдаемая при столбняке. В эпоху Белла это состояние было практически неизлечимым и часто приводило к летальному исходу из-за паралича дыхательной мускулатуры.
Сегодня картина рассматривается как:
- важный исторический источник по истории медицины,
- ранний пример визуализации медицинского знания,
- художественное осмысление телесного страдания (предвосхищает экспрессионизм XX века).
Белл был одним из первых, кто утверждал, что художник обязан понимать анатомию, чтобы точно передавать человеческую фигуру. Его внимание к выражениям боли, позам тела и динамике мышечного сокращения предвосхитило эстетический подход к патологии. Впоследствии эти изображения стали использоваться не только в медицинском образовании, но и в академических курсах художественной школы. Сам художник утверждал, что искусство без знания природы тела – мертво.
Болезни в статье: