Энциклопедия РЛС
 / 
Классификация МКБ-10
 / 
F91 Расстройства поведения
 /  F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство, МКБ-10

Опубликовано: 06.10.2023 | Отредактировано: 13.10.2023
Опубликовано: 06.10.2023
Отредактировано: 13.10.2023

Вызывающее оппозиционное расстройство (F91.3)

д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Это расстройство встречается часто и поэтому требует особого внимания. Оно обычно отмечается у детей более младшего возраста и характеризуется, в основном, выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

Эпидемиология

Расстройство представлено у 15–20% детей школьного возраста и является причиной до 2/3 от всех обращений к детскому психиатру.

Мальчики преобладают в соотношении 2–3:1 (выравнивается к пубертатному периоду), в некоторых исследованиях обнаружено преобладание девочек.

Этиология

Негативизм является нормально-психологической чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5–2 лет. Она становится патологической, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка. Есть данные о наследственной передаче расстройства, механизм ее неизвестен. Для родителей больных характерна озабоченность контролем над поведением ребенка, упрямство, пассивно-агрессивные черты личности. Во многих случаях больные являются нежеланными детьми.

Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформизм могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для больного его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Оппозиционность может служить бессознательной защитой от низкой самооценки, чувства собственной несостоятельности.

Расстройство может также возникать при сочетании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью. Здесь борьба ребенка за самоопределение может стать устойчивой стратегией защиты от любого последующего вторжения в собственную автономию.

С точки зрения поведенческой теории, расстройство во многом является заученным ответом на порицающее отношение родителей, надеющихся таким образом снизить интенсивность оппозиционного поведения ребенка как в целом, так и в отношении контроля за поведением ребенка.

Клиническая картина

Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает на себя внимание в начальной школе. В противоположность случаям расстройств социального поведения, здесь больные используют непрямые средства для демонстрации своей агрессивности, им менее свойственна импульсивность, они в меньшей степени готовы к нарушению основных прав окружающих. Все эти отличия носят скорее количественный характер, качественное своеобразие типа определяется преобладанием пассивно-агрессивных черт личностной структуры. Агрессия адресована преимущественно родителям и учителям.

Стержневой в отношениях с родителями является проблема недостаточного послушания, чаще всего в связи с поведением, самообслуживанием и успеваемостью. Родители нередко обращаются к отоларингологу, предполагая, что поведение детей вызвано нарушением слуха. Обращенные к себе дисциплинарные ожидания и требования ребенок считает неправомерными, несправедливыми и в ответ на них считает оправданным не только не выполнять их, но и намеренно досаждать взрослым. В результате постоянных провокаций детей родители часто теряют контроль над ситуацией, их поведение становится не последовательным, эпизодические усилия по поддержанию дисциплины перемежаются с фиктивными наказаниями, пустыми угрозами и чрезмерными поощрениями. Больные обычно неряшливы, несобранны, забывчивы. Это впечатление усиливается при попытках родителей придать их поведению большую организованность, на которые они отвечают легко возникающими, непродолжительными вспышками раздражительности. Характерной чертой является борьба за отстаивание своей позиции в споре со старшими, в котором ребенок готов скорее лишиться важных для себя привилегий, чем оказаться побежденным. Оппозиционное поведение может перемежаться с эпизодами чрезмерной покладистости.

Трудности обучения вызваны снижением не интеллекта, а прилежания и отказом от помощи окружающих в решении проблем. Низкая успеваемость в школе обычно сопряжена со сниженной самооценкой, хотя чувство вины пациенты никогда не испытывают, проецируя его на окружающих. Состояние стресса в связи с расстройством ощущается скорее окружающими, чем самими больными. Наряду с обучением страдает и социальное приспособление, у больных часто нет друзей, они не удовлетворены отношениями с окружающими.

Перечень необходимых обследований

Диагностика данного вида поведенческих расстройств проводится по стандартизованной схеме обследования расстройств поведения (см. F91.0).

Условия лечения

Помощь оказывается в открытых учреждениях психолого-медицинского профиля (психолого-медико-социальные центры, медико-психологические кабинеты детских поликлиник). При наличии “биологической почвы” и сопутствующих эмоциональных и соматовегетативных расстройств – в открытых учреждениях психиатрического профиля (санатории, реабилитационные отделения).

Принципы терапии

Центральным звеном лечебного воздействия является психокоррекционная работа с детьми и их родителями при вовлечении в реабилитационный процесс воспитателей детских садов и педагогов школ.

Существуют различные методы коррекции, направленные на перестройку дисфункциональных семейных отношений, коррекцию устойчивых личностных установок, предрасполагающих к нарушению поведения. Выбор конкретных методов коррекции определяет психолог, специализирующийся в области медицинской и педагогической психологии, в зависимости от совокупности условий.

В соответствии с этим, основным требованием, определяющим организацию коррекционной работы, является учет всех составляющих с обеспечением возможностей для применения различных организационных форм, а также их смены в случае необходимости.

Психофармакотерапия применяется лишь в случаях выраженных форм нарушения поведения, при наличии “биологической почвы”, предрасполагающей к расстройствам поведения, а также при наличии сопутствующих эмоциональных и сомато-вегетативных расстройств. Ее применение оправдано на начальных этапах коррекционно-педагогической работы для снятия аффективной напряженности и соматовегетативных расстройств.

Предпочтительно использование седативных средств, приготовленных из растительного сырья. При наличии сопутствующих эмоциональных расстройств и соматовегетативных нарушений назначаются анксиолитики бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием.

При неэффективности вышеперечисленных средств в течение 2–3 нед или развитии парадоксальных эффектов назначаются “мягкие” нейролептики в небольших дозировках.

Длительность лечения

Стационарно – от 4 до 12 нед, амбулаторно – до достижения результатов.

Ожидаемые результаты лечения

Ожидаемый эффект – редукция поведенческих расстройств. Прогноз не всегда благоприятен, в связи с возможностью перехода в диссоциативное личностное расстройство (F60.2).

Описание проверено экспертом

Оцените статью:

Если вы хотите оставить расширенный отзыв, то войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь на сайте.

Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан еженедельный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).

События

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngpy

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngNc

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrdWg

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrxzh

Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт rlsnet.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.