F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции, МКБ-10
Отредактировано: 13.10.2023
Специфическое расстройство речевой артикуляции (F80.0)
д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева
Нарушение звукопроизношения при том, что интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует возрасту. В данную группу включены дислалия (косноязычие) и лепет (детская форма речи).
Эпидемиология.
Распространенность расстройства составляет около 10% детей в возрасте до 8 лет и примерно 5% в возрасте старше 8 лет. Представлено у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек, без существенной разницы в тяжести протекания.
Этиология.
Диспропорциональное преобладание расстройства в многодетных малообеспеченных семьях позволяет предположить, что в основе его лежит скорее не специфическая органическая патология, а задержка развития, обусловленная некоторым когнитивным дефицитом и недостаточной воспитательной работой над речевыми навыками ребенка. Дефект слухового восприятия может быть связан с задержкой развития соответствующих нервных механизмов. В то же время, повышенная представленность расстройства у родственников больных указывает на то, что в зтиопатогенезе определенную роль могут играть генетические и конституциональные факторы. Не обнаружено связи расстройства с низким уровнем координации движений и полушарным доминированием.
Механическая дислалия обусловлена анатомическими дефектами периферического речевого аппарата (неправильные прикусы – прогения, прогнатия, «толстый язык», короткая уздечка и т.д.).
Клиническая картина
Нарушения артикуляции проявляются в неверном воспроизведении, опущении, замене на неправильные или (реже) вставлении лишних фонем, создающих общее впечатление «детской речи». При этом первые слова и фразы появляются своевременно, нормальны также словарный запас и синтаксическое построение речи (большинство фонем осваивается в норме к 6–7 годам, все звуки – к 11–12 годам). Для тяжелых случаев расстройства более характерны опущения, для более умеренных – замены, для легких – неверное воспроизведение фонем. Опущения встречаются в окончаниях слов или при скоплении согласных.
При слабой степени расстройства постоянное искажение может затрагивать лишь одну определенную фонему. Искажаются преимущественно фонемы, осваиваемые на более поздних этапах речевого развития, в норме к 4 годам (з, л, р, ф, ч, ш), в тяжелых случаях могут неправильно произноситься звуки, в норме осваиваемые к 3 годам (б, д, к, м, н, п, т). Гласные всегда выговариваются правильно.
При сильной выраженности отличия от дикции здоровых детей становятся заметными к 3 годам, при более слабой – позднее. Улучшению состояния способствует пребывание в детском саду и начало обучения в школе. К третьему классу нарушения артикуляции обычно исчезают, при их сохранении в более позднем возрасте спонтанное улучшение маловероятно. Здесь необходимо терапевтическое вмешательство, которое в тяжелых случаях должно начинаться как можно раньше.
Артикуляционные нарушения часто сочетаются с другими расстройствами речи, чтения, координации, функциональным энурезом, эмоциональными и поведенческими проблемами. Чем более серьезны нарушения артикуляции, тем больше риск коморбидности с разного рода психиатрическими заболеваниями.
Диагностические мероприятия
Необходимо обследование логопеда, невролога, педиатра, психиатра, психолога, а в ряде случаев дополнительно – психотерапевта, ортодонта, проведение ЭЭГ, ЭхоЭГ.
Условия лечения
Амбулаторное или в условиях специализированного детского учреждения.
Принципы терапии
Медико-педагогическая коррекция, включающая:
– занятия с логопедом (15–45 занятий); желательно начинать с индивидуальных занятий с последующим переходом на занятия в группе по автоматизации звуков;
– логоритмика (по показаниям);
– массаж, лечебная физкультура (по показаниям).
Фармакотерапия – ноотропы (пирацетам, пантогам, гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид), анксиолитики (алпразолам, диазепам, феназепам), витаминотерапия. По показаниям – “мягкие” нейролептики (тиоридазин, зуклопентиксол), антидепрессанты (амитриптилин, пирлиндол, флуоксетин).
Длительность и ожидаемые результаты лечения
Лечение проводится до достижения результата: коррекции звукопроизношения, автоматизации звуков и их употребления в спонтанной речи, расширения словарного запаса.
Описание проверено экспертом
Оцените статью:
Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан ежегодный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).