Энциклопедия РЛС
 / 
Классификация МКБ-10
 / 
F80 Специфические расстройства развития речи и языка
 /  F80.1 Расстройство экспрессивной речи

F80.1 Расстройство экспрессивной речи, МКБ-10

Опубликовано: 06.10.2023 | Отредактировано: 13.10.2023
Опубликовано: 06.10.2023
Отредактировано: 13.10.2023

Расстройство экспрессивной речи (F80.1)

д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Специфическое расстройство, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Включено: связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа.

Эпидемиология

Распространенность расстройства составляет 3–10% детей школьного возраста. У мальчиков встречается в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Этиология

Выраженное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Предполагаемые тонкие органические изменения или задержка развития церебральных механизмов до настоящего времен достоверно не подтверждены. Возможно участие генетических факторов, в пользу этого свидетельствует повышенная морбидность родственников больных разного рода нарушениями психического развития.

Клиническая картина

Стержневым проявлением является избирательная задержка развития речи при адекватных возрасту навыках понимания вербальной информации и относительной сохранности невербального интеллекта. Тяжелые формы обращают на себя внимание в возрасте около полутора лет, когда ребенок не выговаривает спонтанно и не в состоянии повторить простые слова и звуки, пользуясь невербальными знаками для изъявления своих желаний. Невозможность облечь мысль в слова может сопровождаться и трудностями невербальной экспрессии.

Признаками серьезной задержки, несмотря на значительные различия становления речи в норме, все же являются отсутствие активного использования отдельных слов к 2 годам и простых фраз из 2 слов к 3 годам. При этом имеется желание общаться, ребенок поддерживает контакт взглядом, участвует в невербальных играх и часто может указать на большинство предметов, называемых другими. Адекватно используются игрушки и предметы домашнего обихода. Артикуляция может быть незрелой, при этом фонетические искажения носят непостоянный характер. К 4 годам ребенок может говорить короткими фразами, часто забывая старые слова при освоении новых. Задерживается также навык синтаксического построения речи, нарушен как выбор слов, так и построение фраз. Критическим является возраст около 8 лет, когда намечается или прогрессирующая спонтанная компенсация расстройства, или фиксация дефекта, отражающаяся на всем спектре интеллектуального развития. Легкие формы расстройства могут иногда обнаруживаться лишь в раннем подростковом возрасте, когда речь становится более сложной.

Задержка развития серьезно затрудняет обучение и адаптацию в повседневной жизни, сопровождаясь формированием сниженной самооценки и депрессивными проявлениями. Высока коморбидность с другими формами задержки психологического развития, затруднением чтения, нарушениями координации, функциональным энурезом и рядом поведенческих нарушений (гиперактивность, дисфорические вспышки, импульсивность, агрессивность). У части больных обнаруживается мягкая неврологическая симптоматика и отклонения на ЭЭГ.

Прогноз в целом благоприятен и зависит от тяжести расстройства, времени начала терапии и мотивации ребенка к участию в ней. Спонтанное выздоровление без остаточных проявлений отмечается примерно у половины пациентов.

Диагностические мероприятия

ЭЭГ, ЭхоЭГ; дополнительно – аудиограмма.

Консультации (обязательные) логопеда, психиатра, психолога, невролога, психотерапевта; дополнительно – нейропсихолога, генетика, ЛОР-врача.

Условия лечения

Комплексное медико-педагогическое лечение в амбулаторно-поликлинических условиях или в детских специализированных учреждениях.

Принципы терапии

Курсы индивидуальных, групповых или индивидуально-групповых логопедических занятий. Курс – 135–270 занятий, по показаниям курс может быть продлен.

Логоритмика и занятия с психологом (по 20–45 занятий на курс).

Фармакотерапия – см. F80.0.

Семейная (3–5 и более занятий по показаниям) и игровая психотерапия (при наличии вторичных поведеческих и эмоциональных проблем).

Дополнительные лечебные мероприятия: физиотерапия, ЛФК, массаж.

Длительность лечения

От 1 до 3 и более лет.

Ожидаемые результаты лечения

Максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.

Описание проверено экспертом

Оцените статью:

Если вы хотите оставить расширенный отзыв, то войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь на сайте.

Афазия

В статье представлено подробное описание афазии, ее виды. Приведены возможные причины развития, а также методы диагностики и лечения данного состояния.

Опубликовано на сайте: 12.11.23 | Обновлено на сайте: 12.11.23

Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан еженедельный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).

События

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngpy

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngNc

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrdWg

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrxzh

Реклама: АНО ДПО «Институт непрерывного медицинского образования», ИНН 7726344117

Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт rlsnet.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.