Энциклопедия РЛС
 / 
Классификация МКБ-10
 / 
F94 Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
 /  F94.0 Элективный мутизм

F94.0 Элективный мутизм, МКБ-10

Опубликовано: 06.10.2023 | Отредактировано: 13.10.2023
Опубликовано: 06.10.2023
Отредактировано: 13.10.2023

Элективный мутизм (F94.0)

д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Характеризуется выраженной эмоционально обусловленной селективностью в речи: ребенок показывает языковые навыки в одних ситуациях и не в состоянии говорить в других ситуациях. Чаще всего ребенок говорит дома или с близкими друзьями, но молчит в школе или с незнакомыми людьми. Расстройство обычно ассоциируется с заметными личными особенностями: социальным беспокойство, замкнутостью, восприимчивостью или сопротивляемостью.

Эпидемиология

Распространенность расстройства составляет 3–8 на 10 000, на них приходится менее 1% от всех обращений в детские психиатрические службы. В отличие от большинства психических расстройств детского возраста, здесь преобладают девочки (1–2:1). У многих больных отмечается задержка речевого развития; выше, чем в популяции, представленность энуреза и энкопреза.

Этиология

Предрасполагающими факторами являются материнская гиперпротекция, симбиотические отношения с матерью, эмоциональные и физические травмы раннего детства, положение иммигранта. У родителей больных повышена морбидность аффективными и личностными расстройствами. Отмечается частое использование родителями молчания как средства выражения недовольства. Психодинамически расстройство объясняется реакцией ребенка на ревность матери к его контактам с окружающими, в части случаев – как пассивно-агрессивное средство выражения ребенком враждебности к окружающим. Высокая коморбидность с речевыми расстройствами и умственной отсталостью позволяет предположить, что ведущие психодинамические факторы приводят к заболеванию на фоне неблагополучной биологической предрасположенности.

Клиническая картина

Стержневым проявлением является отказ от пользования речевыми навыками вне дома, в особенности в школе. Иногда оказывается возможной коммуникация с помощью скупых жестов, односложных ответов или шепота. Результатом является социальная дезадаптация, трудности обучения, отказ от посещения школы. В домашней обстановке дети часто демонстрируют дисфорические вспышки, негативизм, оппозиционное и агрессивное поведение. Вне дома они выглядят чрезмерно робкими и сдержанными.

Расстройство обычно обнаруживается с началом обучения в школе, когда начинает обращать на себя внимание то, что робость перед незнакомыми людьми превышает нормальный для данного возраста уровень. В редких случаях расстройство впервые обнаруживается в подростковом возрасте. Длительность синдрома обычно не превышает нескольких месяцев, но может затягиваться и на годы. Фиксации состояния способствуют поддержка или снисходительное отношение родных и сверстников. В половине случаев наблюдается спонтанное выздоровление до 10-летнего возраста, при этом исчезает и негативизм, агрессивность в поведении.

Господствовавшее ранее представление о том, что у этих детей нормальная речь, не соответствует действительности – у половины больных диагностируются сопутствующие расстройства артикуляции, у трети – расстройства развития речевых навыков. Высок процент разного рода поведенческих нарушений.

Перечень необходимых обследований

См. F20 “Шизофрения”.

Условия лечения

Преимущественно внебольничное лечение. При необходимости – изъятие из сложной ситуации, возможно помещение в стационарные детские учреждения для лечения пограничных психических расстройств.

Принципы терапии и длительность лечения

Поскольку в возникновении данного расстройства наибольшее значение придается средовым факторам, основные терапевтические усилия должны быть направлены на изменение ситуации, то есть на работу с ближайшим окружением (родными), а также – со школой. Необходимы также психотерапевтические занятия с самим пациентом, не исключены суггестивные формы терапии, а при наличии тревожного компонента – включение анксиолитиков – тофизопам, дикалия клоразепат, медазепам. При преобладании оппозиционных форм поведения – нейролептиков седативного действия в небольших дозировках – тиоридазин, хлорпротиксен. Дисфорические состояния и аффективные колебания являются показанием к дополнительному назначению карбамазепина.

Длительность лечения

Амбулаторно – по показаниям. Стационарно – 4–8 нед.

Ожидаемые результаты лечения

Снятие симптоматики или значительное улучшение состояния, повышение уровня социальной и школьной адаптации.

Описание проверено экспертом

Оцените статью:

Если вы хотите оставить расширенный отзыв, то войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь на сайте.

Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан еженедельный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).

События

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngpy

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngNc

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrdWg

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrxzh

Реклама: ООО «РЛС-Библиомед», ИНН 7714758963

Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт rlsnet.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.