Энциклопедия РЛС
 / 
Классификация МКБ-10
 / 
F70-F79 Умственная отсталость
 /  F73 Умственная отсталость глубокая

F73 Умственная отсталость глубокая, МКБ-10

Опубликовано: 06.10.2023 | Отредактировано: 24.10.2023
Опубликовано: 06.10.2023
Отредактировано: 24.10.2023

Умственная отсталость глубокая (идиотия) (F73)

д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Минимальное развитие сенсомоторики позволяет все же в некоторых случаях добиться резко ограниченных навыков самообслуживания в подростковом возрасте. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Ориентировочное значение IQ ниже 30 ед.

Перечень необходимых обследований

При умственной отсталости легкой степени необходимы следующие обследования:

– консультация педиатра (1 раз в год, по показаниям – повторно);

– консультация психолога, в том числе, количественное определение интеллекта – тест Векслера;

– консультация логопеда;

– консультация окулиста;

– консультация невролога;

– консультация отоларинголога (по показаниям);

– общий анализ крови и мочи (кратность – по показаниям);

– ЭЭГ;

– ЭхоЭГ (1–2 раза в год, по показаниям – чаще).

Для установления этиологии обязательно:

– составление родословной;

– исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ);

– аудиограмма;

– рентгенограмма черепа;

– КТ головного мозга;

– ядерно-магнитный резонанс (ЯМР) головного мозга;

– РЭГ;

– консультация нейропсихолога;

– консультация дерматолога;

– консультация стоматолога;

– проведение цитогенетического обследования, лабораторное исключение ряда генетических и внешнесредовых нарушений – по показаниям.

При умственной отсталости умеренной, тяжелой и глубокой степени выраженности:

– консультация педиатра (1 раз в год, по показаниям – повторно);

– консультация психолога (1–3 раза в год);

– консультация логопеда (1–3 раза в год);

– консультация окулиста (1–2 раза в год);

– невролог (1 раз в год);

– консультация отоларинголога (1 раз в год);

– общий анализ крови и мочи (кратность – по показаниям);

– ЭЭГ;

– ЭхоЭГ (1–2 раза в год, по показаниям – чаще).

По показаниям:

– аудиограмма;

– рентгенограмма черепа;

– КТ головного мозга;

– ЯМР головного мозга;

– РЭГ;

– консультация нейропсихолога;

– консультация дерматолога;

– консультация стоматолога.

Дополнительно для установления этиологии:

– составление родословной – обязательно;

– исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) – обязательно;

– цитогенетическое обследование – практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).

Условия лечения

При умственной отсталости легкой и умеренной степени лечение проводится в специализированных детских садах. Специализированное обучение проводится во вспомогательных школах, школах-интернатах. При нарушении адаптации, наличии осложняющей симптоматики, или отрицательных микросоциальных условиях рекомендуется помещение пациента в стационар.

При умственной отсталости тяжелой и глубокой степени необходимо пребывание в учреждениях социального обеспечения и оформление инвалидности.

Принципы терапии

Оптимальным является профилактический принцип. Мерами первичной профилактики являются семейные и генетические консультации, имеющие целью влияние на планирование рождаемости детей в семьях с наследственной отягощенностью олигофренией, а также программы специального пре- и постнатального медицинского обслуживания малообеспеченных семей. При обнаружении заболевания должны приниматься меры по снижению длительности и интенсивности его проявлений (вторичная профилактика) и по предотвращению его инвалидизирующих последствий (третичная профилактика).

Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образование по программе, соответствующей его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохраненных (или более сохраненных) способностей: у одних – физической ловкости, у других – музыкальности, у третьих – склонности к рисованию и т.д.

Необходима семейная психотерапия с объяснением родителям всех особенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами.

При выявлении специфической нозологической формы обменного характера, приводящей к умственной отсталости (ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго в специализированном учреждении – с учетом результатов медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на повышение предпосылок интеллекта и на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений.

Выбор терапии (препарат, его дозировка, длительность лечения) производится в соответствии со структурой психопатологического синдрома, возрастом, соматическим состоянием, индивидуальной переносимостью препаратов. Используются препараты нейрометаболического, дегидратирующего действия, корректоры мозгового кровообращения, анксиолитики (алпразолам, феназепам), “малые” нейролептики (тиоридазин), нормотимики (карбамазепин, вальпроат натрия), антидепрессанты (амитриптилин, пирлиндол, флуоксетин), витамины, общеукрепляющие (женьшень и др.) средства.

При наличии умственной отсталости средней и тяжелой степени выраженности следует всемерно способствовать формированию родительских обществ детей с идентичной патологией (болезнь Дауна, синдром ФКУ и др.), что дает родителям лучшее понимание всех особенностей болезни детей, прогноза и возможностей адаптации в настоящее время и в будущем, а также имеет положительное значение для эмоционального состояния родителей, так как в основе деятельности этих обществ лежит возможность оказания взаимопомощи.

Длительность лечения

При легкой степени умственной отсталости проводится психотерапевтическое лечение: комплексное, курсами по 2 мес, с периодичностью 2–3 раза в год. До достижения стойкой социальной адаптации необходимо амбулаторное наблюдение. При наличии осложняющей симптоматики – пребывание в дневном стационаре – 1–2 мес. В стационаре – 4–12 нед, далее внебольничное лечение продолжительностью до 6–12 мес.

Ожидаемые результаты лечения

При умственной отсталости легкой и умеренной степени выраженности возможны достаточно успешная адаптация в условиях семьи, специализированного учреждения и редукция осложняющей психопатологической симптоматики.

При умственной отсталости глубокой степени – большая упорядоченность поведения, возможное усвоение навыков самообслуживания и других социальных навыков.

Наиболее распространенные психофармакологические лекарственные средства, применяемые при лечении умственной отсталости, приведены ниже.

 

Описание проверено экспертом

Оцените статью:

Если вы хотите оставить расширенный отзыв, то войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь на сайте.

Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан еженедельный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).

События

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngpy

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngNc

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrdWg

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrxzh

Реклама: АНО ДПО «Институт непрерывного медицинского образования», ИНН 7726344117

Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт rlsnet.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.