Только для медицинских специалистов!

Энциклопедия лекарств
и товаров
аптечного ассортимента

Использование фармацевтических справочников в 2002 году (по данным независимого исследования GfK Rus)

Использование фармацевтических справочников в 2002 году (по данным независимого исследования GfK Rus)

Новая Аптека. 2002. №10

Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK Rus - российское дочернее предприятие исследовательской компании GfK Group, которая является одной из наиболее авторитетных организаций в Европе, специализирующейся в сфере маркетинговых исследований. В 140 ее дочерних компаниях пятидесяти стран мира работают почти пять тысяч специалистов, что позволяет проводить интегрированные исследования. Компания GfK Rus имеет большой опыт проведения маркетинговых исследований в различных секторах фармацевтического рынка, а также в изучении источников информации о лекарственных средствах. Читатели журнала имеют возможность ознакомиться с результатами маркетингового исследования "Использование фармацевтических справочников", проведенного в апреле 2002 г.

Исследование позволяет оценить распространенность справочников-лидеров и сравнить индекс информационного воздействия. Справочные издания являются эффективным средством доставки информации о лекарствах, которую производители ежегодно доводят до различных субъектов сферы обращения лекарств, в том числе, врачей, провизоров, дистрибьюторов, маркетологов и т.д. Производители лекарств, затратившие в текущем году средства на размещение информации в конкретном справочнике, заинтересованы в оценке эффективности затрат. Важно понять дошли ли описания препаратов, размещенные в этом справочнике, до специалистов, и пользуются ли они им. Для оценки информационного воздействия справочников Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK Rus провел специализированное маркетинговое исследование "Использование фармацевтических справочников" (апрель 2002 г.).

Для повышения достоверности результатов исследований маркетологи ориентировались только на мнения по отношению к конкретному справочнику конкретного года издания. Как показала практика маркетинговых исследований, сформулированные лишь в письменном виде вопросы, включающие названия книг, без предъявления изображения не дают возможности специалистам различить не только книги разных годов издания или разные книги одной серии, но даже книги разных серий. Поэтому в анкеты были включены цветные изображения наиболее популярных среди врачей и провизоров справочников по лекарствам. Маркетинговое исследование позволило изучить распространенность и частоту использования справочников по лекарственным средствам врачами и провизорами. Была произведена оценка использования справочников как по брэндам, так и по отдельным сериям и годам издания. В опросные листы было включено 32 наименования справочников, изданных в разное время. Кроме того, в анкеты были введены цветные снимки исследуемых изданий. В ходе исследования было опрошено 1116 респондентов в Москве, Санкт-Петербурге, Н.Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Врачи муниципальных лечебных учреждений, в том числе, больниц, поликлиник, женских консультаций и кожно-венерологических диспансеров (896 респондентов) и работники аптек (220 респондентов) опрашивались на рабочем месте. В опросе принимали участие врачи следующих специальностей: терапевты, педиатры, кардиологи, неврологи, дерматовенерологи, акушеры-гинекологи и урологи.

Исследование подтвердило правомерность выводов, сделанных на основе результатов опроса ВЦИОМ (март 2001 г.), который проводился по аналогичной методике (См: Новая Аптека. 2001. №10. С.64-68). Исследование GfK Rus  показало, что информационное воздействие оказывают, в основном, только справочники последних трех лет издания. В 2001-2002 годах наиболее популярными среди специалистов сериями справочников являлись РЛС и Видаль. Однако в 2002 г. наметилось ряд принципиально новых тенденций. Существенно возрос удельный вес специалистов, использующих справочники последних годов издания (См. Диаграмма 1), в частности, серии справочников РЛС-2002 (79% аптечных работников) и серии справочников Видаль 2002 (51% аптечных работников). Это свидетельствует о том, что провизоры и фармацевты заинтересованы в оперативном получении новейшей информации по лекарственным средствам. Довольно часто аптечные работники используют справочные издания РЛС для поиска аналогов лекарственных препаратов - 87% провизоров и фармацевтов (См. Диаграмма 4).

Однако полноценный поиск и выбор в соответствии с критерием "цена-качество" возможен только в случае регулярного пополнения доступных источников информации вновь зарегистрированными синонимами препаратов. Таким образом, ежегодное издание справочников тесно связано с реальными практическими потребностями специалистов. Заслуживают внимания данные по конкретным справочникам с учетом года издания. Исследование показало, что значительная часть провизоров и фармацевтов используют РЛС-Энциклопедию лекарств 2002 - 66% респондентов, РЛС-Аптекарь 2002 - 51% респондентов и Видаль 2002 - 48% респондентов (См. Диаграмма 2).

Удельный вес врачей, использующих упомянутые справочники, несколько меньше. Например, РЛС-Энциклопедию лекарств 2002 используют 46% опрошенных врачей, Видаль 2002 - 34%. Таким образом, провизоры и фармацевты являются наиболее активными пользователями справочников. Исследование показало, что информация, размещенная в справочниках РЛС, вызывает доверие у специалистов (92% аптечных работников и 83% врачей), что свидетельствует о постоянном росте авторитета изданий РЛС (См. Диаграмма 5), которым в ноябре 2002 г. исполняется 10 лет.

Важнейшим критерием при выборе справочника для повседневного использования является индекс информационного воздействия (ИВ), который показывает насколько полно серия справочников удовлетворяет информационные потребности специалистов. Методика определения индекса информационного воздействия размещена здесь. Результаты исследования дают возможность сравнить индексы информационного воздействия лидирующих серий справочников за последние три года (См. Диаграмма 3). Справочники серии РЛС имеют наиболее высокий показатель индекса информационного воздействия среди справочных изданий по лекарственным средствам. Анализ результатов исследования среди аптечных работников показал, что величина ИВ серии РЛС за 3 последних года равна 25,3, величина ИВ серии Видаль за аналогичный период - 16,7. Таким образом, сравнительный анализ показателей индекса информационного воздействия свидетельствует о том, что справочники РЛС оказывают существенное информационное воздействие на всех субъектов системы лекарственного обеспечения. Следовательно, они являются важнейшим фактором в системе фармацевтического маркетинга фирм-производителей лекарств. РЛС - это информационное зеркало российского фармацевтического рынка.