Только для медицинских специалистов!

Энциклопедия лекарств
и товаров
аптечного ассортимента

Ассортиментная политика аптеки: как помочь правильно оценить спрос

Ассортиментная политика аптеки: как помочь правильно оценить ассортимент.

Горбунов А.Л. директор по развитию RPM Consulting S.A.

Новая Аптека. 2006. №1.

Грамотное формирование ассортиментной политики аптечного предприятия, эффективное управление аптечным ассортиментом – одна из самых сложных задач, возложенных на плечи фармспециалиста. Маркетинговых инструментов для ее решения может быть несколько и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Каждая аптека использует свои подходы. В январском номере “Аптечного ассортимента” кроме ставших уже привычными аналитических обзоров от DSM Group (СМ. Рубрику “Мониторинг рына”), предлагаем вашему вниманию материал, подготовленный директорм по развитию RPM Consulting А.Л.Горбуновым, оценивающий показатели спроса на лекарственные средства (ЛС), заявленные в теме номера, на основании индекса Вышковского. Подход, безусловно, интересный. Однако Вам, уважаемые читатели, решать, насколько эти данные актуальны для практической работы аптеки. Ваши отзывы и комментарии помогут редакции принять решение о целесообразности публикации подобного рода материалов в дальнейшем.

Компания RPM Consulting осуществляет формирование маркетинговых продуктов на основе комбинирования данных о спросе и продажах ЛС на российском фармрынке. Установлено, что среди пользователей описаний лекарств на сайте www.rlsnet.ru 56% - пациенты, т.е. конечные потребители в аптеках, 16% - врачи, 6% - аптечные работники. Приводимые данные по информационному спросу на фармрынке основаны на обработке поисковых запросов по лекарствам на сайте www.rlsnet.ru. База данных этого сайта содержит полную информацию обо всех обращающихся на российском рынке лекарственных препаратах. Выборку можно считать вполне репрезентативной - свыше 2 миллионов запросов в месяц, задаваемых более чем 250 тыс. ежемесячных посетителей сайта.

Выборка препаратов для сортировки по спросу осуществлялась по группам: «J05 Противовирусные препараты для системного применения», «J07 Вакцины», «L03A Иммуностимуляторы», «N02B Анальгетики-антипиретики», «R02 Препараты для лечения заболеваний горла», анатомо-терапевтико-химической классификации ВОЗ (ATC). Препараты и фирмы в рейтингах ранжируются по показателю информационного спроса (индекс Вышковского – Iv), отражающего степень интереса участников рынка к тому или иному препарату. Iv - результат преломления усилий по продвижению лекарственных средств на рынок через сознание и практический опыт врачей и пациентов: чем чаще посетители сайта запрашивают информацию по тому или иному препарату, тем выше его показатель спроса.

Для аптечных работников показатели спроса в первую очередь интересны как инструменты прогноза продаж: изменение показателей продаж, как правило, повторяет изменение показателей спроса с некоторой задержкой (обычно 1-6 недель). То есть, зная, как ведет себя спрос, работники аптек будут знать, что произойдет с продажами в ближайшие недели. А рейтинг ЛС по спросу дает общее представление о том, какие препараты пользуются основным спросом населения. Данные предельно актуальны - расчет делается с учетом информации на месяц, предшествующий публикации. В данном случае исследовался интервал июнь – ноябрь 2005 г. (рис., табл. 1, 2).

Скачать таблицы и графики